История
1894-1897. Основание монастыря. Игумен Алексей (Осколков).
Первоначально идея об устроении в Камчатском регионе монастыря прозвучала в послании Священному Синоду от
архиепископа Камчатского Иннокентия (в последствии митрополит Московский) 18 декабря 1862 года, который
в своем прошении говорил о высокой нужде учреждения мужской общежительной обители. Однако сам Владыка и
Синод на тот момент понимали, что решение этой задачи будет в тот период крайне затруднительно.
Только через 30 лет, а именно в 1894 году, Синод благословил иеромонаха Алексея (Осколкова), согласно его
желанию, принять на себя труд основать обитель в Камчатской епархии. Отец Алексей в своем послании к
Синоду пишет задачи, которые ставит перед собой будущая обитель:
Стать источником просвещения в нравственно-религиозном духе;
Быть наставницей в обучении ремеслам и различным отраслям хозяйства;
Показать благотворность всеобъемлющей любви Божьей; Возрождение духа любви к Родине, объединение
племен региона, укрепление братства.
В то же время начинается сбор средств для устроения обители. Дело в том, что для достижения всех
поставленных целей Обитель должна иметь самостоятельные средства на устроение и поддержания в должном
состоянии храмы, утварь и принадлежности. Известие об устроении новой обители сильно взволновало
общественность. Многие требовали большей информации по этому вопросу с целью определения своего участия.
Пожертвования на монастырь стекались чуть ли не со всей России. Здесь мы встречаем пожертвования и от
Канского городского головы (г. Канск), и от губернатора острова Сахалин, и от горного исправника
Северо-Енисейского Горного Округа, и от Губернатора Забайкальской области, и от Забайкальской Казачьей
батареи и просто от верующих людей.
В 1896 г. последовал УКАЗ об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря, который был подписан
императором Николаем II через несколько дней после возведения его на престол. Это был самый первый УКАЗ
в царствование Императора Николая Александровича, касающийся именно монастырей.
О. Алексей с особым тщанием отбирал земли, так как ему помогали очень опытные топографы и агрономы.
Вследствие чего был выбран участок на реке Уссури в Приморском крае.
1897-1922. Строительство монастыря. Рассвет. Игумен Сергий
(Озеров).
Нелегко давались насельникам обители первые дни ее жизни. Трудность следовала за трудностью.
В помощь ему для основания обители прислали двух иноков с Валаама: иеромонаха Сергия (Павел Озеров) и
иеродиакона Германа (Вукола Богданов). По прибытии на место отцы в тот же день впали в крайнее уныние и
попытались взять благословение на отъезд обратно. И только изумительное смирение, мудрость и духовный
опыт помогли убедить игумена Алексея этих молодых подвижников остаться. В 1985 году о.Алексей после
многочисленных просьб и отказов в них, наконец получает разрешение об отставке и убывает на Афон. После
отъезда отца Алексия на Афон, его сменяет на посту игумена о. Сергий (Озеров) (C 1 января 1897 г.).
Нелегко пришлось молодому, малоопытному настоятелю в суровой Приморской тайге. Только Валаамское
воспитание, строгое и беспрекословное послушание, вера в помощь Божью помогали ему. Забегая вперед можно
сразу сказать, что с 1897 г. по 1923 г. под непосредственным руководством обителью игуменом Сергием
(впоследствии Архимандритом), монастырь достигает таких высот, что к 1917 году претендует на статус
Лавры.
Отцы Сергий и Герман настолько идеально поставили дело устройства обители, что она стала знаменитой не
только в Сибири, но и по всей России. Обитель стали называть Новым Валаамом. Строгостью устава и
благотворным влиянием на ее воспитанников в некоторых отношениях она превзошла свою духовную матерь -
Старый Валаам.
В годы своего настоятельства о.Сергий воспитал многочисленное братство, сплоченное любовью ко Христу и
друг к другу.
Чтобы оценить стремительный темп роста обители перечислим постройки монастыря на 1903 год.
- ХРАМ в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского,
Чудотворца
Храм имеет форму креста, 12 куполов, с золоченым красивым крестом на одном главном
куполе; построен из кедрового леса в 1899 году китайцами-рабочими, так как русских мастеров для
постройки церквей в крае нет. Рассчитан на 360 молящихся Деньги на постройку этого храма были
пожертвованы известным иркутским миллионером Иннокентием Михайловичем Сибиряковым, скончавшимся
на Афоне в сане схимонаха. Престол в храме один, в честь Небесного Покровителя всей Сибири
Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца. Имеются частицы Животворящаго
древа Креста Господня, 31 частица святых мощей разных угодников Божиих и икона Св.Троицы,
писанная на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба.
Частицы Св.угодников Божиих следущие: 1) муч. Мины, 2) Великом. Целит. Пантелеимона, 3) Великом.
Георгия, 4) муч. Ермолая, 5) благов. и равноапост. Царя Константина, 6) м-цы Фотины Самаряныни,
7) муч. Трифона, 8) В-муч. Меркурия, 9) В-цы Параскевы, 10) В-цы Марины (все десять святынь дар
келии Св. Иоанна Златоуста), 11) Св.Иоанна Милостиваго, 12) муч. Ермолая, 13) безсребрянника
Космы, 14) безсребр. Дамиана, 15) В-муч и целит. Пантелеимона, (все пять святынь дар от русскаго
на Афоне монастыря Св.Великомуч. и целителя Пантелеимона), 16) муч. Меркурия (дар Хиландарской
лавры), 17) Св. Апостола Иакова, брата Господня, 18) Никифора, патриарха Царьградскаго, 19) В-ка
Трифона, 20) муч. Севастиана, 21) муч. Каллиопия, 22) Препод.-муч. Евфимия Афонскаго, 23) Пр.
муч. Акакия Афонскаго, 24) Пр. муч. Игнатия Афонскаго (все восемь святынь дар св. Андреевскаго
Скита), 25) Св. Ап. Андрея Первозваннаго, 26) В-ка и цел. Пантелеимона, 27) В-ка Харалампия, 28)
В-цы Варвары, 29) Василия Великаго, 30) Иоанна Златоустаго и 31) Преподобн. Феодосия Великаго,
общих житий начальника
Ризницу монастыря назвать вполне достаточною нельзя, так как при служении большим собором,
особенно в приезд Преосвященнаго, одинаковых священнических облачений далеко не хватает.
- ЧАСОВНЯ в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол
Государя Императора Николая Александровича.
Против алтаря на уступе горы, в нескольких шагах от храма, в 1902 году построена
часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол
Государя Императора Николая Александровича, так как Его Величество является Первым Благодетелем
Обители: в самые первые дни Его царствования состоялось определение (26 октября 1894 г.) об
учреждении монастыря, а впоследствии с Высочайшего разрешения отпущен для устроения обители
помянутый ранее участок земли. В часовне служатся молебны для всех притекающих в монастырь
богомольцев.
- БРАТСКИЕ КЕЛЛИИ,
большой, очень красивый, деревянный, 2-х этажный дом, внутри котораго по средине
каждаго из этажей во всю длину идут широкие коридоры. В нижнем этаже по обе стороны коридора
имеется двадцать келлий для братии. Каждая келлия рассчитана на 1-2 иноков. В верхнем этаже
находятся: канцелярия, библиотека, две небольших комнаты для настоятеля, одна келлия для
иеромонаха, кухня и покои на случай приезда Преосвященнаго.
- КНИЖНАЯ ЛАВОЧКА
Библиотека, церковная утварь и облачения, ладан, лампадное оливковое масло,
церковное вино и т. п.
- БОЛЬНИЦА
При больнице имеется очень хорошая аптека с лучшим подбором лекарств: ни одна из
сельских аптек Приморской области не обладает таким ассортиментом лекарств, какия имеются здесь.
Аптека и больничныя палаты содержатся весьма аккуратно, в образцовом порядке и чистоте.
- ХЛЕБОПЕКАРНЯ,
Выше больницы находится здание для хлебопекарни и просфорной, с келлиями для братии,
трудящейся в них.
- МАСТЕРСКИЯ,
портняжной и сапожной цехи с хорошими новейшей конструкции ножными швейными
машинами. Столярно-токарной цех с большим запасом сухого леса различных пород на поделки и в
третьем - шорной, бондарной и колесной. При всех этих мастерских устроены келлии для работающих
в них монахов.
- ДОМ ДЛЯ РАБОЧИХ.
В монастыре круглый год, за недостатком своих рабочих рук, живут за известную плату
работники из крестьян и вышедших в запас армии нижних чинов, хотя есть немало трудящихся ради
Господа; вот для этих-то людей и выстроен особый дом поодаль от других монастырских строений, а
вблизи этого дома (в 20 саж.) имеется и крытый железом сарай для экипажей. В конюшне, содержимой
всегда опрятно, для каждой из породистых лошадей устроено особое стойло.
- ТРАПЕЗНАЯ
представляет из себя комнату, в которой поставлены в три ряда длинные столы с
лавками: по стенам развешаны картины религиозного содержания
- КУХНЯ
В 5 - 6 саженях от трапезной на северную сторону стоит, можно сказать, миниатюрная
кухня, сделанная из тальнику и обмазанная глиною. Имея размер 4*5 метров легко представить все
неудобства от тесного помещения, половину которого занимает русская печь с плитою.
- ГОСТИННИЦЫ
для богомольцев в монастыре имеется три: одна для мужчин из простонародья, гостиница
для женщин за дорогою, вне монастыря, с отдельною трапезною, третья - для интелегентных
посетителей, с несколькими номерами: пища в эту гостинницу приносится гостинником - послушником,
и все богомольцы кушают за общим столом. Все гостинницы содержатся чисто.
- ШКОЛА
разделяется на классную комнату, спальню с отдельною келлиею для учителя-монаха и
ученическую трапезную. Классрассчитан 35-40 человек. Внешнее устройство классного помещения не
оставляет желать лучшего, ибо оно удовлетворяет всем дидактическим требованиям.
- ДОМ ДЛЯ БОГОМОЛЬЦЕВ ИЗ БЛИЖАЙШИХ СЕЛЕНИЙ
построен для приходящих в церковь крестьян ближайших к монастырю селений: Тихменево,
Иннокентиевки, Уссурийскаго и Глазовки. В зимнее время дом этот для крестьян представляет
большое удобство.
- АМБАР
Из каменных зданий в монастыре нынешним летом возводится довольно поместительных
размеров амбар, который задней своею стеною будет представлять часть ограды, в проекте имеющей
быть обязательно каменной, в предупреждение могущаго произойти пожара от часто случающихся
весною и осенью палов.
- БЛИЖНИЙ СКОТНЫЙ ДВОР
служит для помещения в нем рабочих быков. Для работающих на них братии имеется дом,
принадлежавший ранее телеграфной станции "Тихменево".
- САД И ОГОРОД
в котором разводятся: яблони разных сортов, груши, сливы, крыжовник и проч.
Садоводство ведется на правильных началах. Для выращивания деревьев из семян устроен питомник.
Жизнь деревца обставлена замечательно-заботлтвым уходом. В одной с садом изгороди находится и
огород для посева: картофеля, капусты, луку, огурцов, помидоров и друг. овощей, необходимых для
пропитания братии и богомольцев в течение года.
- ПАСЕКА,
основание которой положил в 1897 году один из поступивших в обитель послушников,
принесши с собою в жертву несколько колодок пчел. Сначала пчеловодство, за неимением опытнаго
пасечника, ведено было самым примитивным способом, а уж впоследствии поставлено в лучшие
условия. Каждый год весною выставляется в пасеку не менее 300 ульев, доходящих к осени до 600
штук. Для зимовки пчел устроен омшаник: в одном доме с омшаником находится келлия для
заведующего пасекою монаха и его помощников. Из построек на пасеке еще находится сарай, в коем
хранятся на случай роения пчел сотни новых ульев-дуплянок; здесь же делаются ульи как простые,
так и рамочные.
- КЛАДБИЩЕ
находится вне монастыря, в сторону от дороги, ведущей на свечной завод, находится
кладбище для предания земле тел умирающих насельников Обители. Кладбище устроено на том самом
месте, где при основании Обители оказалось три могилы с деревянными крестами неизвестных лиц,
погребенных в то еще время, когда не было и мысли обосновании монастыря. Со временем на кладбище
предполагается устроить храм близ этих могил. Из насельников обители на кладбище погребены:
старец иеродиакон и три послушника.
- СВЕЧНОЙ ЗАВОД
находится в расстоянии от монастыря более полутора километра. Всех зданий на заводе
четыре: одно длинное деревянное под железною крышею, - это собственное здание завода, где
выделывается восковая свеча: другое - каменное для хранения свеч и воска: третье - сарай из плах
под железною цинковою крышею для выделки воска и четвертое домик с келлиями и кухней для братии,
трудящейся над выделкою свеч. Кроме этих зданий на заводе имеются так называемыя полати, - род
сушилен длинные прямо-угольные из деревянных досок ящики на столбах, числом 19 штук для беления
воска. Так как для обелки воска нужна солнечная сторона и тихое место, то завод и устроен в
лощине, обращенной на юг и защищенной холмами и дубовым лесом. Свечной завод при монастыре,
считающийся Епархиальным, устроен исключительно благодаря заботам и усиленному настоянию
Преосвященнейшаго Епископа Евсевия. Владыка сам нашел деньги для постройки завода.
- ДАЛЬНИЙ СКОТНЫЙ ДВОР
находится еще далее свечного завода с обширными теплыми хлевами для скота. Тут же
находится и птичий двор для разведения: кур, гусей и уток. На скотном дворе построен с подвалом
большой дом, половина котораго приспособлена для производства в больших размерахмолочных
продуктов: другая половина дома составляет кухню, трапезную и келлии для братии, трудящейся на
скотном дворе.
- РЫБНО-ЗАСОЛЬНЫЙ САРАЙ
представляет из себя довольно порядочной величины здание, построенное из
вертикально-установленных мелких брусьев с промежутками для воздуха. Вблизи сарая устроена
коптильня для копчения рыбы.
- МАСЛОБОЙНЯ
для приготовления из семян льна, конопли и друг. масла для братии и богомольцев. На
монастырскую маслобойню обращаются и крестьяне окрестных сел и деревень.
- СУШИЛЬНЯ
для зерна. Вместе с сушильнею предполагается построить паровую мельницу, в которой
монастырь сильно нуждается. За неимением какой бы то ни было мельницы монастырю приходится за
помолом хлеба обращаться в соседние села, что далеко не безразлично.
- КУЗНЕЧНО-СЛЕСАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
В кузнице поставлено два больших горна. В слесарной мастерской масса всевозможных
инструментов, начиная с громадного станка для сверления в металлических вещах дыр и кончая
самыми мизерными щипчиками для захватывания чуть заметных винтиков.
- ДОМ ДЛЯ БРАТИИ,
несущей труды в мастерской. Келлии, как и везде, имеют одинаковую обстановку и
содержатся в должной чистоте и опрятности.
- БАНЯ И ПРАЧЕЧНАЯ
Баня весьма просторная и удобная. За стеною бани выкопан колодезь, а внутри устроен
своего изобретения поршень для быстрого накачивания воды в каком угодно количестве. При
прачечной имеются приспособления для облегчения труда при стирке белья. Близ бани устроен парник
для гнутья ободков на колеса, полозьев на сани и т. п.
- ФАНЗЫ:
одна для работающих в Монастыре китайцев, а другая - для корейцев. Живут китайцы и
корейцы применительно к своим нравам и обычаям.
- ЛЕСНОЙ УЧАСТОК
для заготовки строевого леса Монастырю отведен в собственность в 1901 году; он
находится в 50-ти верстах от Обители. За дальностью расстояния на этом участке братия находится
круглый год; на участке растут преимущественно кедровыя деревья. В виду того, что заготовка
бревен ежегодно бывает в большом количестве и братии требуется много, в лесу ведется свое
хозяйство; так, здесь выстроен дом, имеется огород, пасека и проч.; предполагается построить
часовню с алтарем. Лес сплавляется в Монастырь вниз по реке Уссури. Зимою же по вырубке лес
подвозится к берегу на волах, постоянно находящихся здесь.
- КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
- ПАРОВАЯ МЕЛЬНИЦА
- ЭЛЕКТРОСТАНИЦИЯ
- ТИПОГРАФИЯ
В 1908 году обитель получила в свою собственность типографию в дар от
Кожеурова Л.П. - владельца газеты "Русский Восток" в г. Никольск-Уссурийске. Типография располагалась
недалеко от монастыря в с. Авдеевка. Судя по архивным фотографиям, она была оснащена всем необходимым.
Все работы по подготовке издания к выпуску монахи выполняли сами. Уже в 1909 года был налажен процесс
выпуска миссионерских листков, брошюр, книг.
Типография монастыря была широко известна в крае, ее услугами пользовались редакции многих газет. В
1920 году к настоятелю монастыря обратился генерал Хорват с просьбой: "Прошу не отказать в Вашем
благословении отпустить в город для работы братьев-наборщиков, по возможности 14 человек;
братья-наборщики будут помещены с удобствами и изолированы от мирских людей". Эти наборщики
требовались для работы в газете "Приамурская жизнь".
При монастыре была также книжная лавочка и богатейшая духовная библиотека, которая существует и
поныне.
В настоящее время имеются только некоторые сведения об отдельных изданиях, выпущенным в стенах
монастыря. Прежде всего, это "Заветы инокам" - избранные поучения святых отцов о монашеской жизни.
Они издавались отдельными выпусками. Подбором материалов для них занимался игумен Сергий - второй
настоятель монастыря, прибывший с Валаама. Он собирал и переписывал в отдельную тетрадь
святоотеческие наставления. Известно о шести выпусках "Заветов". Первый из них вышел в 1909 году -
это был Устав преподобного Корнилия Комельского. Второй - в 1914 году и содержал "Крупицы от трапезы
преподобного Феодора Студита" (советы о выполнении различных монастырских послушаний).
Третий выпуск был напечатан в 1915 году под названием "Душеполезные выписки" (самые различные советы
инокам о послушании, исповеди, труде, грехах и др.). Четвертые "Заветы" вышли в 1916 году - это были
"Крупицы от трапезы святых отцов" (о чтении Священного Писания, молитве, об условиях жизни в
монастыре, слова оптинских старцев, прпп. Варсонофия и Иоанна и др.). Пятый выпуск "Заветов" был
издан в 1917 году и получил название "Наставления святых отцов" (различные краткие советы свт.
Тихона Задонского, прп. Пимена Великого, прп. Иосифа Оптинского, прп. Серафима Саровского и т.д.).
Наконец, шестой выпуск "Духовное подкрепление" был выпущен в 1918 году.
Этими заветами по духовному деланию руководствовалась братия монастыря во главе с настоятелем.
Известно еще одно издание монастыря - клиросная книга "Пойте Богу разумно". Она включала в себя
богослужебные песнопения всего годового круга системы Минеи. Также в этой книге приведены тропари и
кондаки из служб русским святым, опускаемые в обычных месяцесловах.
В 1915 году это издание вышло второй раз в исправленном и дополненном виде. Оно включало в некоторых
местах текст, приближенный к грамматическим формам русского языка.
Из монастырской типографии также вышли: Великопостный канон, Изъяснения Божественной литургии и
наставления о молитве, акафисты и краткие жития святых, множество листков для назидательного чтения.
В 1910 году типография отпечатала "солдатские письма".
В целом "монастырская печатня" работала очень активно, выполняя заказы и для епархии, и для
гражданских учреждений. И.С. Шмелев пишет, что издательская деятельность Уссурийского монастыря
превзошла "свою духовную матерь - Старый Валаам".
Храм Иверской иконы Божьей матери на 1000 человек был построен в 1906 году. Освящен в 1907 году. Храм
построен из камня. Сегодня там располагается клуб санатория.
Храм-часовня Преображения Господня построена купцом Чистяковым в память о погибшем сыне на
Русско-японской войне. Закладка храма произведена в 1906 году. Построен в 1907 году. После постройки
храм был передан монастырю. В те времена было принято строить в память о погибших храмы или часовни.
1922-1995. Монастырь в годы Советской власти.
1995-2005. Возвращение земель монастырю. Начало возрождения обители. Наместники о. Феодосий, о. Феофан и
о. Алексий
2005-2011. Продолжение возрождения монастыря. Наместник игумен Василий (Кулаков).
2005-2011. Продолжение возрождения монастыря. Наместник игумен Василий (Кулаков).