История

1894-1897. Основание монастыря. Игумен Алексей (Осколков).

Первоначально идея об устроении в Камчатском регионе монастыря прозвучала в послании Священному Синоду от архиепископа Камчатского Иннокентия (в последствии митрополит Московский) 18 декабря 1862 года, который в своем прошении говорил о высокой нужде учреждения мужской общежительной обители. Однако сам Владыка и Синод на тот момент понимали, что решение этой задачи будет в тот период крайне затруднительно.

Только через 30 лет, а именно в 1894 году, Синод благословил иеромонаха Алексея (Осколкова), согласно его желанию, принять на себя труд основать обитель в Камчатской епархии. Отец Алексей в своем послании к Синоду пишет задачи, которые ставит перед собой будущая обитель:

  • Стать источником просвещения в нравственно-религиозном духе;
  • Быть наставницей в обучении ремеслам и различным отраслям хозяйства;
  • Показать благотворность всеобъемлющей любви Божьей; Возрождение духа любви к Родине, объединение племен региона, укрепление братства.
  • В то же время начинается сбор средств для устроения обители. Дело в том, что для достижения всех поставленных целей Обитель должна иметь самостоятельные средства на устроение и поддержания в должном состоянии храмы, утварь и принадлежности. Известие об устроении новой обители сильно взволновало общественность. Многие требовали большей информации по этому вопросу с целью определения своего участия.

    Пожертвования на монастырь стекались чуть ли не со всей России. Здесь мы встречаем пожертвования и от Канского городского головы (г. Канск), и от губернатора острова Сахалин, и от горного исправника Северо-Енисейского Горного Округа, и от Губернатора Забайкальской области, и от Забайкальской Казачьей батареи и просто от верующих людей.

    В 1896 г. последовал УКАЗ об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря, который был подписан императором Николаем II через несколько дней после возведения его на престол. Это был самый первый УКАЗ в царствование Императора Николая Александровича, касающийся именно монастырей.

    О. Алексей с особым тщанием отбирал земли, так как ему помогали очень опытные топографы и агрономы. Вследствие чего был выбран участок на реке Уссури в Приморском крае.

    Игумен Сергий

    1897-1922. Строительство монастыря. Рассвет. Игумен Сергий (Озеров).

    Нелегко давались насельникам обители первые дни ее жизни. Трудность следовала за трудностью.

    В помощь ему для основания обители прислали двух иноков с Валаама: иеромонаха Сергия (Павел Озеров) и иеродиакона Германа (Вукола Богданов). По прибытии на место отцы в тот же день впали в крайнее уныние и попытались взять благословение на отъезд обратно. И только изумительное смирение, мудрость и духовный опыт помогли убедить игумена Алексея этих молодых подвижников остаться. В 1985 году о.Алексей после многочисленных просьб и отказов в них, наконец получает разрешение об отставке и убывает на Афон. После отъезда отца Алексия на Афон, его сменяет на посту игумена о. Сергий (Озеров) (C 1 января 1897 г.). Нелегко пришлось молодому, малоопытному настоятелю в суровой Приморской тайге. Только Валаамское воспитание, строгое и беспрекословное послушание, вера в помощь Божью помогали ему. Забегая вперед можно сразу сказать, что с 1897 г. по 1923 г. под непосредственным руководством обителью игуменом Сергием (впоследствии Архимандритом), монастырь достигает таких высот, что к 1917 году претендует на статус Лавры.

    Отцы Сергий и Герман настолько идеально поставили дело устройства обители, что она стала знаменитой не только в Сибири, но и по всей России. Обитель стали называть Новым Валаамом. Строгостью устава и благотворным влиянием на ее воспитанников в некоторых отношениях она превзошла свою духовную матерь - Старый Валаам.

    В годы своего настоятельства о.Сергий воспитал многочисленное братство, сплоченное любовью ко Христу и друг к другу.

    Чтобы оценить стремительный темп роста обители перечислим постройки монастыря на 1903 год.

    1. ХРАМ в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца
      Храм имеет форму креста, 12 куполов, с золоченым красивым крестом на одном главном куполе; построен из кедрового леса в 1899 году китайцами-рабочими, так как русских мастеров для постройки церквей в крае нет. Рассчитан на 360 молящихся Деньги на постройку этого храма были пожертвованы известным иркутским миллионером Иннокентием Михайловичем Сибиряковым, скончавшимся на Афоне в сане схимонаха. Престол в храме один, в честь Небесного Покровителя всей Сибири Святителя Иннокентия, первого Епископа Иркутского, Чудотворца. Имеются частицы Животворящаго древа Креста Господня, 31 частица святых мощей разных угодников Божиих и икона Св.Троицы, писанная на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. Частицы Св.угодников Божиих следущие: 1) муч. Мины, 2) Великом. Целит. Пантелеимона, 3) Великом. Георгия, 4) муч. Ермолая, 5) благов. и равноапост. Царя Константина, 6) м-цы Фотины Самаряныни, 7) муч. Трифона, 8) В-муч. Меркурия, 9) В-цы Параскевы, 10) В-цы Марины (все десять святынь дар келии Св. Иоанна Златоуста), 11) Св.Иоанна Милостиваго, 12) муч. Ермолая, 13) безсребрянника Космы, 14) безсребр. Дамиана, 15) В-муч и целит. Пантелеимона, (все пять святынь дар от русскаго на Афоне монастыря Св.Великомуч. и целителя Пантелеимона), 16) муч. Меркурия (дар Хиландарской лавры), 17) Св. Апостола Иакова, брата Господня, 18) Никифора, патриарха Царьградскаго, 19) В-ка Трифона, 20) муч. Севастиана, 21) муч. Каллиопия, 22) Препод.-муч. Евфимия Афонскаго, 23) Пр. муч. Акакия Афонскаго, 24) Пр. муч. Игнатия Афонскаго (все восемь святынь дар св. Андреевскаго Скита), 25) Св. Ап. Андрея Первозваннаго, 26) В-ка и цел. Пантелеимона, 27) В-ка Харалампия, 28) В-цы Варвары, 29) Василия Великаго, 30) Иоанна Златоустаго и 31) Преподобн. Феодосия Великаго, общих житий начальника Ризницу монастыря назвать вполне достаточною нельзя, так как при служении большим собором, особенно в приезд Преосвященнаго, одинаковых священнических облачений далеко не хватает.
    2. ЧАСОВНЯ в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича.
      Против алтаря на уступе горы, в нескольких шагах от храма, в 1902 году построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский Престол Государя Императора Николая Александровича, так как Его Величество является Первым Благодетелем Обители: в самые первые дни Его царствования состоялось определение (26 октября 1894 г.) об учреждении монастыря, а впоследствии с Высочайшего разрешения отпущен для устроения обители помянутый ранее участок земли. В часовне служатся молебны для всех притекающих в монастырь богомольцев.
    3. БРАТСКИЕ КЕЛЛИИ,
      большой, очень красивый, деревянный, 2-х этажный дом, внутри котораго по средине каждаго из этажей во всю длину идут широкие коридоры. В нижнем этаже по обе стороны коридора имеется двадцать келлий для братии. Каждая келлия рассчитана на 1-2 иноков. В верхнем этаже находятся: канцелярия, библиотека, две небольших комнаты для настоятеля, одна келлия для иеромонаха, кухня и покои на случай приезда Преосвященнаго.
    4. КНИЖНАЯ ЛАВОЧКА
      Библиотека, церковная утварь и облачения, ладан, лампадное оливковое масло, церковное вино и т. п.
    5. БОЛЬНИЦА
      При больнице имеется очень хорошая аптека с лучшим подбором лекарств: ни одна из сельских аптек Приморской области не обладает таким ассортиментом лекарств, какия имеются здесь. Аптека и больничныя палаты содержатся весьма аккуратно, в образцовом порядке и чистоте.
    6. ХЛЕБОПЕКАРНЯ,
      Выше больницы находится здание для хлебопекарни и просфорной, с келлиями для братии, трудящейся в них.
    7. МАСТЕРСКИЯ,
      портняжной и сапожной цехи с хорошими новейшей конструкции ножными швейными машинами. Столярно-токарной цех с большим запасом сухого леса различных пород на поделки и в третьем - шорной, бондарной и колесной. При всех этих мастерских устроены келлии для работающих в них монахов.
    8. ДОМ ДЛЯ РАБОЧИХ.
      В монастыре круглый год, за недостатком своих рабочих рук, живут за известную плату работники из крестьян и вышедших в запас армии нижних чинов, хотя есть немало трудящихся ради Господа; вот для этих-то людей и выстроен особый дом поодаль от других монастырских строений, а вблизи этого дома (в 20 саж.) имеется и крытый железом сарай для экипажей. В конюшне, содержимой всегда опрятно, для каждой из породистых лошадей устроено особое стойло.
    9. ТРАПЕЗНАЯ
      представляет из себя комнату, в которой поставлены в три ряда длинные столы с лавками: по стенам развешаны картины религиозного содержания
    10. КУХНЯ
      В 5 - 6 саженях от трапезной на северную сторону стоит, можно сказать, миниатюрная кухня, сделанная из тальнику и обмазанная глиною. Имея размер 4*5 метров легко представить все неудобства от тесного помещения, половину которого занимает русская печь с плитою.
    11. ГОСТИННИЦЫ
      для богомольцев в монастыре имеется три: одна для мужчин из простонародья, гостиница для женщин за дорогою, вне монастыря, с отдельною трапезною, третья - для интелегентных посетителей, с несколькими номерами: пища в эту гостинницу приносится гостинником - послушником, и все богомольцы кушают за общим столом. Все гостинницы содержатся чисто.
    12. ШКОЛА
      разделяется на классную комнату, спальню с отдельною келлиею для учителя-монаха и ученическую трапезную. Классрассчитан 35-40 человек. Внешнее устройство классного помещения не оставляет желать лучшего, ибо оно удовлетворяет всем дидактическим требованиям.
    13. ДОМ ДЛЯ БОГОМОЛЬЦЕВ ИЗ БЛИЖАЙШИХ СЕЛЕНИЙ
      построен для приходящих в церковь крестьян ближайших к монастырю селений: Тихменево, Иннокентиевки, Уссурийскаго и Глазовки. В зимнее время дом этот для крестьян представляет большое удобство.
    14. АМБАР
      Из каменных зданий в монастыре нынешним летом возводится довольно поместительных размеров амбар, который задней своею стеною будет представлять часть ограды, в проекте имеющей быть обязательно каменной, в предупреждение могущаго произойти пожара от часто случающихся весною и осенью палов.
    15. БЛИЖНИЙ СКОТНЫЙ ДВОР
      служит для помещения в нем рабочих быков. Для работающих на них братии имеется дом, принадлежавший ранее телеграфной станции "Тихменево".
    16. САД И ОГОРОД
      в котором разводятся: яблони разных сортов, груши, сливы, крыжовник и проч. Садоводство ведется на правильных началах. Для выращивания деревьев из семян устроен питомник. Жизнь деревца обставлена замечательно-заботлтвым уходом. В одной с садом изгороди находится и огород для посева: картофеля, капусты, луку, огурцов, помидоров и друг. овощей, необходимых для пропитания братии и богомольцев в течение года.
    17. ПАСЕКА,
      основание которой положил в 1897 году один из поступивших в обитель послушников, принесши с собою в жертву несколько колодок пчел. Сначала пчеловодство, за неимением опытнаго пасечника, ведено было самым примитивным способом, а уж впоследствии поставлено в лучшие условия. Каждый год весною выставляется в пасеку не менее 300 ульев, доходящих к осени до 600 штук. Для зимовки пчел устроен омшаник: в одном доме с омшаником находится келлия для заведующего пасекою монаха и его помощников. Из построек на пасеке еще находится сарай, в коем хранятся на случай роения пчел сотни новых ульев-дуплянок; здесь же делаются ульи как простые, так и рамочные.
    18. КЛАДБИЩЕ
      находится вне монастыря, в сторону от дороги, ведущей на свечной завод, находится кладбище для предания земле тел умирающих насельников Обители. Кладбище устроено на том самом месте, где при основании Обители оказалось три могилы с деревянными крестами неизвестных лиц, погребенных в то еще время, когда не было и мысли обосновании монастыря. Со временем на кладбище предполагается устроить храм близ этих могил. Из насельников обители на кладбище погребены: старец иеродиакон и три послушника.
    19. СВЕЧНОЙ ЗАВОД
      находится в расстоянии от монастыря более полутора километра. Всех зданий на заводе четыре: одно длинное деревянное под железною крышею, - это собственное здание завода, где выделывается восковая свеча: другое - каменное для хранения свеч и воска: третье - сарай из плах под железною цинковою крышею для выделки воска и четвертое домик с келлиями и кухней для братии, трудящейся над выделкою свеч. Кроме этих зданий на заводе имеются так называемыя полати, - род сушилен длинные прямо-угольные из деревянных досок ящики на столбах, числом 19 штук для беления воска. Так как для обелки воска нужна солнечная сторона и тихое место, то завод и устроен в лощине, обращенной на юг и защищенной холмами и дубовым лесом. Свечной завод при монастыре, считающийся Епархиальным, устроен исключительно благодаря заботам и усиленному настоянию Преосвященнейшаго Епископа Евсевия. Владыка сам нашел деньги для постройки завода.
    20. ДАЛЬНИЙ СКОТНЫЙ ДВОР
      находится еще далее свечного завода с обширными теплыми хлевами для скота. Тут же находится и птичий двор для разведения: кур, гусей и уток. На скотном дворе построен с подвалом большой дом, половина котораго приспособлена для производства в больших размерахмолочных продуктов: другая половина дома составляет кухню, трапезную и келлии для братии, трудящейся на скотном дворе.
    21. РЫБНО-ЗАСОЛЬНЫЙ САРАЙ
      представляет из себя довольно порядочной величины здание, построенное из вертикально-установленных мелких брусьев с промежутками для воздуха. Вблизи сарая устроена коптильня для копчения рыбы.
    22. МАСЛОБОЙНЯ
      для приготовления из семян льна, конопли и друг. масла для братии и богомольцев. На монастырскую маслобойню обращаются и крестьяне окрестных сел и деревень.
    23. СУШИЛЬНЯ
      для зерна. Вместе с сушильнею предполагается построить паровую мельницу, в которой монастырь сильно нуждается. За неимением какой бы то ни было мельницы монастырю приходится за помолом хлеба обращаться в соседние села, что далеко не безразлично.
    24. КУЗНЕЧНО-СЛЕСАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
      В кузнице поставлено два больших горна. В слесарной мастерской масса всевозможных инструментов, начиная с громадного станка для сверления в металлических вещах дыр и кончая самыми мизерными щипчиками для захватывания чуть заметных винтиков.
    25. ДОМ ДЛЯ БРАТИИ,
      несущей труды в мастерской. Келлии, как и везде, имеют одинаковую обстановку и содержатся в должной чистоте и опрятности.
    26. БАНЯ И ПРАЧЕЧНАЯ
      Баня весьма просторная и удобная. За стеною бани выкопан колодезь, а внутри устроен своего изобретения поршень для быстрого накачивания воды в каком угодно количестве. При прачечной имеются приспособления для облегчения труда при стирке белья. Близ бани устроен парник для гнутья ободков на колеса, полозьев на сани и т. п.
    27. ФАНЗЫ:
      одна для работающих в Монастыре китайцев, а другая - для корейцев. Живут китайцы и корейцы применительно к своим нравам и обычаям.
    28. ЛЕСНОЙ УЧАСТОК
      для заготовки строевого леса Монастырю отведен в собственность в 1901 году; он находится в 50-ти верстах от Обители. За дальностью расстояния на этом участке братия находится круглый год; на участке растут преимущественно кедровыя деревья. В виду того, что заготовка бревен ежегодно бывает в большом количестве и братии требуется много, в лесу ведется свое хозяйство; так, здесь выстроен дом, имеется огород, пасека и проч.; предполагается построить часовню с алтарем. Лес сплавляется в Монастырь вниз по реке Уссури. Зимою же по вырубке лес подвозится к берегу на волах, постоянно находящихся здесь.
    29. КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
    30. ПАРОВАЯ МЕЛЬНИЦА
    31. ЭЛЕКТРОСТАНИЦИЯ
    32. ТИПОГРАФИЯ

    В 1908 году обитель получила в свою собственность типографию в дар от Кожеурова Л.П. - владельца газеты "Русский Восток" в г. Никольск-Уссурийске. Типография располагалась недалеко от монастыря в с. Авдеевка. Судя по архивным фотографиям, она была оснащена всем необходимым. Все работы по подготовке издания к выпуску монахи выполняли сами. Уже в 1909 года был налажен процесс выпуска миссионерских листков, брошюр, книг.

    Типография монастыря была широко известна в крае, ее услугами пользовались редакции многих газет. В 1920 году к настоятелю монастыря обратился генерал Хорват с просьбой: "Прошу не отказать в Вашем благословении отпустить в город для работы братьев-наборщиков, по возможности 14 человек; братья-наборщики будут помещены с удобствами и изолированы от мирских людей". Эти наборщики требовались для работы в газете "Приамурская жизнь".

    При монастыре была также книжная лавочка и богатейшая духовная библиотека, которая существует и поныне.

    В настоящее время имеются только некоторые сведения об отдельных изданиях, выпущенным в стенах монастыря. Прежде всего, это "Заветы инокам" - избранные поучения святых отцов о монашеской жизни. Они издавались отдельными выпусками. Подбором материалов для них занимался игумен Сергий - второй настоятель монастыря, прибывший с Валаама. Он собирал и переписывал в отдельную тетрадь святоотеческие наставления. Известно о шести выпусках "Заветов". Первый из них вышел в 1909 году - это был Устав преподобного Корнилия Комельского. Второй - в 1914 году и содержал "Крупицы от трапезы преподобного Феодора Студита" (советы о выполнении различных монастырских послушаний).

    Третий выпуск был напечатан в 1915 году под названием "Душеполезные выписки" (самые различные советы инокам о послушании, исповеди, труде, грехах и др.). Четвертые "Заветы" вышли в 1916 году - это были "Крупицы от трапезы святых отцов" (о чтении Священного Писания, молитве, об условиях жизни в монастыре, слова оптинских старцев, прпп. Варсонофия и Иоанна и др.). Пятый выпуск "Заветов" был издан в 1917 году и получил название "Наставления святых отцов" (различные краткие советы свт. Тихона Задонского, прп. Пимена Великого, прп. Иосифа Оптинского, прп. Серафима Саровского и т.д.). Наконец, шестой выпуск "Духовное подкрепление" был выпущен в 1918 году.

    Этими заветами по духовному деланию руководствовалась братия монастыря во главе с настоятелем.

    Известно еще одно издание монастыря - клиросная книга "Пойте Богу разумно". Она включала в себя богослужебные песнопения всего годового круга системы Минеи. Также в этой книге приведены тропари и кондаки из служб русским святым, опускаемые в обычных месяцесловах.

    В 1915 году это издание вышло второй раз в исправленном и дополненном виде. Оно включало в некоторых местах текст, приближенный к грамматическим формам русского языка.

    Из монастырской типографии также вышли: Великопостный канон, Изъяснения Божественной литургии и наставления о молитве, акафисты и краткие жития святых, множество листков для назидательного чтения. В 1910 году типография отпечатала "солдатские письма".

    В целом "монастырская печатня" работала очень активно, выполняя заказы и для епархии, и для гражданских учреждений. И.С. Шмелев пишет, что издательская деятельность Уссурийского монастыря превзошла "свою духовную матерь - Старый Валаам".

    Храм Иверской иконы Божьей матери на 1000 человек был построен в 1906 году. Освящен в 1907 году. Храм построен из камня. Сегодня там располагается клуб санатория.

    Храм-часовня Преображения Господня построена купцом Чистяковым в память о погибшем сыне на Русско-японской войне. Закладка храма произведена в 1906 году. Построен в 1907 году. После постройки храм был передан монастырю. В те времена было принято строить в память о погибших храмы или часовни.

    1922-1995. Монастырь в годы Советской власти.

    1995-2005. Возвращение земель монастырю. Начало возрождения обители. Наместники о. Феодосий, о. Феофан и о. Алексий

    2005-2011. Продолжение возрождения монастыря. Наместник игумен Василий (Кулаков).

    2005-2011. Продолжение возрождения монастыря. Наместник игумен Василий (Кулаков).